Письменные разъяснения по однотипным обращениямВопрос:Необходимо ли разрабатывать проектную документацию на техническое перевооружение
Ответ:
В соответствии с п. 711 «Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 № 534 (далее – Правила), технологические процессы добычи, сбора, подготовки нефти и газа, их техническое оснащение, выбор систем управления и регулирования, места размещения средств контроля, управления и противоаварийной защиты должны учитываться в проектной документации на обустройство и обеспечивать безопасность работников и населения. В процессе эксплуатации ОПО допускается замена существующих средств автоматизации и средств измерений, имеющих технические и метрологические параметры более совершенные, чем указанные в проектной документации.
Согласно п. 717 Правил изменения в технологический процесс, схему, регламент, аппаратурное оформление могут вноситься только при наличии нормативно-технической и (или) проектной документации, согласованной с организацией-разработчиком технологического процесса и (или) организацией-разработчиком изменяемой документации.
В соответствии с п. 821 Правил система автоматизации сбора, промыслового и межпромыслового транспорта и подготовки природного газа и газового конденсата должна предусматривать системы ввода ингибиторов коррозии и другие устройства для обеспечения возможности реализации антикоррозионных мероприятий, предусмотренных технологическими регламентами.
Согласно п. 1489 Правил при проведении опытной эксплуатации, опробования нового оборудования на действующем опасном производственном объекте с утвержденным технологическим регламентом (далее – ТР) разрабатывается отдельный ТР. Разрешается разработка дополнений к действующему ТР. Вопрос разработки отдельного ТР или дополнения к действующему ТР решает организация, утверждающая ТР.
Проведение опытно-промышленных испытаний, а также внесение временных изменений в технологический процесс Правилами не предусмотрено.
Исходя из вышеизложенного, размещение и подключение блока дозирования реагентов ингибитора коррозии на территории опасного производственного объекта – установка комплексной подготовки газа – это внесение изменений в технологическую схему, что является техническим перевооружением и подлежит согласованию в установленном порядке.
Вопрос:
Разъяснение о необходимости разработки проектной документации в рамках технического перевооружения, капитального ремонта, консервации и ликвидации опасного производственного объекта
Ответ:
Разработка проектной документации осуществляется в строгом соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Состав проектной документации оформляется в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87. В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - ФЗ № 116) отклонения от проектной документации опасного производственного объекта в процессе его строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также от документации на техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта в процессе его технического перевооружения, консервации и ликвидации не допускаются. Изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ № 116 в случае, если при проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, капитальном ремонте, консервации или ликвидации опасного производственного объекта требуется отступление от требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, таких требований недостаточно и (или) они не установлены, лицом, осуществляющим подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, могут быть установлены требования промышленной безопасности к его эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации в обосновании безопасности опасного производственного объекта. Обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности. Применение обоснования безопасности опасного производственного объекта без положительных заключений экспертизы промышленной безопасности такого обоснования и внесенных в него изменений (при их наличии) не допускается. В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ проектная документация объектов строительства подлежит экспертизе. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы.
Вопрос:
Разъяснение требований о предоставлении отчетов по производственному контролю
Ответ:
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - ФЗ № 116), организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 статьи 11 ФЗ № 116 сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года. Требования к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.12.2020 № 518 «Об утверждении требований к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности» установлены требования к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 № 2168 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности» правила устанавливают требования к организации и осуществлению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности.
Положение о производственном контроле должно содержать:
- должность работника, ответственного за осуществление производственного контроля, или описание организационной структуры службы производственного контроля;
- права и обязанности работника или должностных лиц службы производственного контроля, ответственных за осуществление производственного контроля;
- порядок планирования и проведения внутренних проверок соблюдения требований промышленной безопасности, подготовки и регистрации отчетов об их результатах, а также порядок осуществления контроля устранения выявленных при этом нарушений требований промышленной безопасности;
- порядок сбора, анализа, обмена информацией о состоянии промышленной безопасности между структурными подразделениями в эксплуатирующей организации и доведения ее до работников, занятых на опасных производственных объектах;
- порядок организации обеспечения промышленной безопасности с учетом результатов производственного контроля;
- порядок проведения диагностики, испытания, освидетельствования сооружений и технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах;
- порядок обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасных производственных объектах;
- порядок организации расследования аварий и учета инцидентов и несчастных случаев на опасных производственных объектах;
- порядок учета результатов производственного контроля при применении мер поощрения и взыскания в отношении работников;
- порядок организации проведения экспертизы промышленной безопасности;
- порядок подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;
- порядок подготовки и представления сведений об организации производственного контроля.
В случае если указанные сведения содержатся в иных локальных нормативных актах эксплуатирующей организации в положении о производственном контроле указываются реквизиты таких документов. Сведения, содержащиеся в указанных документах, в состав положения о производственном контроле не включаются.
Вопрос:
Порядок допуска специалистов и персонала к эксплуатации подъёмных сооружений
Ответ:
«Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2020 № 461 (далее – Правила), не регламентируют порядок допуска специалистов и персонала сторонних организаций к эксплуатации подъёмных сооружений эксплуатирующей организации. Согласно п.п. «б» п. 251 Правил эксплуатирующая организация не должна допускать подъемные сооружения в работу, если не назначен хотя бы один из следующих инженернотехнических работников:
- ответственный за осуществление производственного контроля при эксплуатации подъемных сооружений;
- ответственный за содержание подъёмного сооружения в работоспособном состоянии;
- ответственный за безопасное производство работ с применением подъёмных сооружений.
Согласно п. 151 Правил для управления подъемными сооружениями и их обслуживания эксплуатирующая организация обязана назначить внутренним распорядительным актом машинистов подъемников, крановщиков (операторов), их помощников, стропальщиков, слесарей, электромонтеров, рабочих люльки и наладчиков (кроме наладчиков привлекаемых специализированных организаций).
В соответствии с п. 122 Правил эксплуатирующая организация должна определить порядок выделения и направления подъемного сооружения на объекты согласно заявкам структурных подразделений и сторонних организаций. При этом ответственность за обеспечение требований промышленной безопасности при работе подъёмного сооружения несет организация, выделившая подъёмные сооружения для работ. Таким образом, Правила не предусматривают эксплуатацию подъемных сооружений, входящих в состав опасных производственных объектов, специалистами и персоналом сторонних организаций.
Вопрос:
Какая форма заявления для постановки на учет в территориальном органе Ростехнадзора оборудования, работающего под избыточным давлением?
Ответ:
В соответствии с пп. «а» п. 224 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утвержденные приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536 (далее – ФНП ОРПД), заявление для постановки на учет представляется в территориальный орган Ростехнадзора в свободной форме, содержащее информацию об эксплуатирующей организации с указанием места установки стационарного оборудования, места применения транспортабельного оборудования и планируемого периода его эксплуатации на указанном месте, а также места нахождения производственной площадки для ремонта и технического освидетельствования цистерн и планируемом регионе их применения.
Вопрос:
В случае передачи оборудования, работающего под избыточным давлением от монтажной организации (организация-застройщик) к эксплуатирующей организации, как необходимо вводить в эксплуатацию такое оборудование?
Ответ:
В соответствии с п. 214 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением» (далее - ФНП ОРПД) проверки, осуществляемые комиссией, проводятся:
а) после монтажа оборудования, поставляемого отдельными деталями, элементами или блоками, окончательную сборку (доизготовление) которого с применением неразъёмных соединений производят при монтаже на месте его установки (использования);
б) после монтажа оборудования под давлением, подтверждение соответствия которого не предусмотрено техническим регламентом ТС 032/2013;
в) после реконструкции (модернизации) или ремонта с заменых основных элементов оборудования (за исключением случаев, указанных в подпункте «г» пункта 213 настоящих Федеральных норм и правил (далее - ФНП);
г) при передаче опасного производственного объекта (далее – ОПО) и (или) оборудования под давлением, находившегося в эксплуатации в его составе, для использования другой эксплуатирующей организации.
При передаче ОПО с оборудованием под давлением в его составе для использования другой эксплуатирующей организации (в случае, установленном в подпункте «г» настоящего пункта ФНП) комиссия проверяет организацию надзора за эксплуатацией оборудования под давлением на ОПО, а также результаты проверки готовности оборудования к пуску в работу и его фактическое состояние, которые в этом случае проводятся ответственным за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования, совместно с ответственным (ответственными) за исправное состояние и безопасную эксплуатацию. Однако, если монтажная организация (организация-застройщик) ввела оборудование, работающее под избыточным давлением, в соответствии с пп. «а» п. 214 ФНП ОРПД, то в случае передачи такого оборудования к другой эксплуатирующей организации необходимо руководствоваться пп. «г» п. 214 ФНП ОРПД, т.е. ввод оборудования осуществляется ответственным за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования, совместно с ответственным (ответственными) за исправное состояние и безопасную эксплуатацию. В случае если монтажная организация (организация-застройщик) не вводила оборудование, работающее под избыточным давлением, в соответствии с п. 214 ФНП ОРПД, тогда ввод оборудования новой эксплуатирующей организацией осуществляется в соответствии с пп. «а» п. 214 ФНП ОРПД.
Вопрос:
Какие документы необходимо прикладывать к заявлению о проведении осмотра на допуск в эксплуатацию (временного разрешения) объекта теплоснабжения, теплопотребляющей установки?
Ответ:
В соответствии с п. 17 «Правил выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2021 № 85 (далее – Правила) для объекта теплоснабжения, теплопотребляющей установки к заявлению о выдаче разрешения на допуск прилагаются следующие документы:
а) копии документов, подтверждающих полномочия лица, представляющего заявителя, а также владение допускаемым объектом на праве собственности или ином законном основании или земельным участком, на котором расположен допускаемый объект (в случае если права на допускаемый объект не зарегистрированы);
б) копия заключения о соответствии построенного объекта проектной документации (при наличии);
в) перечень документов, представление которых осуществляется в ходе осмотра допускаемого объекта:
- исполнительные схемы и профили участков сетей инженернотехнического обеспечения (для объекта теплоснабжения);
- инструкции по охране труда для оперативного, оперативноремонтного персонала допускаемого объекта;
- должностные инструкции оперативного, оперативно-ремонтного персонала по каждому рабочему месту;
- договор на эксплуатационное обслуживание, в том числе управление оборудованием объекта теплоснабжения, с эксплуатирующей организацией;
- при отсутствии у заявителя собственного эксплуатирующего персонала (на объекте представляются копии 1-го листа и листа с подписями сторон);
- перечень лиц оперативного и оперативно-ремонтного персонала, которым разрешено ведение оперативных переговоров и переключений; организационно-распорядительный документ о назначении ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию объекта теплоснабжения или теплопотребляющей установки и лица, его замещающего; организационно-распорядительные документы, подтверждающие наличие допуска к самостоятельной работе оперативного, оперативно-ремонтного персонала, ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию на допускаемом объекте;
- список имеющихся в наличии защитных средств в соответствии с правилами охраны труда;
- инструкции по эксплуатации в объеме технических решений, соответствующем заявлению о выдаче разрешения на допуск;
- журнал (оперативный, распоряжений, заявок на вывод оборудования в ремонт, для испытаний, технического диагностирования, проверки знаний, вводного инструктажа по охране труда электротехнического персонала, учета и содержания средств защиты, учета работ по нарядам и распоряжениям (на объекте представляется на бумажном носителе или в электронном виде);
г) акт о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования подключаемого объекта к подаче тепловой энергии и теплоносителя в случае подключения (технологического присоединения) объекта теплоснабжения, теплопотребляющей установки к тепловым сетям, утвержденная программа прогрева и пуска в эксплуатацию объекта теплоснабжения (для объекта теплоснабжения), акты испытаний и опробования технических устройств, систем инженерно-технического обеспечения (индивидуальных испытаний оборудования и функциональных испытаний отдельных систем, не требующих подключения объекта, оборудования к внешней тепловой сети), документы, оформленные по результатам проведенных пусконаладочных работ с подключением объекта, оборудования к внешней тепловой сети (акты, протоколы пусконаладочных работ, в случае если их проведение требуется в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере теплоснабжения, а также документацией изготовителя), которые включаются также в перечень документов, предусмотренный подпунктом «в» настоящего пункта, при отсутствии заключения о соответствии построенного объекта проектной документации;
д) копия документа, подтверждающего успешное проведение комплексного опробования в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в сфере теплоснабжения (при получении разрешения на допуск в эксплуатацию энергоустановки, в случае если ранее на вводимый объект выдавалось временное разрешение).
е) акт о готовности оборудования, работающего под давлением, к вводу в эксплуатацию, оформленный в соответствии с федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.
В соответствии с п. 18 Правил к заявлению о выдаче временного разрешения прилагаются документы, указанные в подпунктах «а» - «г» (кроме документов, оформленных по результатам проведенных пусконаладочных работ с подключением объекта, оборудования к внешней тепловой сети) пункта 17 настоящих Правил. В случае если на объект теплоснабжения, теплопотребляющую установку было выдано временное разрешение, к заявлению о выдаче разрешения на допуск дополнительно к документам, предусмотренным подпунктами «в» и «г» пункта 17 настоящих Правил, прилагаются документы, представленные ранее при выдаче временного разрешения, если в них вносились изменения, а также документы, оформленные по результатам проведенных пусконаладочных работ с подключением объекта, оборудования к внешней тепловой сети, предусмотренные подпунктом «г» пункта 17 настоящих Правил. На основании вышеизложенного, к заявлению о выдаче временного разрешения прилагаются документы, указанные в пп. «а», «б» п. 17 Правил, а также перечень документов с указанием реквизитов пп. «в», «г» п. 17 Правил.
К заявлению о выдаче разрешения прилагаются документы, представленные ранее при выдаче временного разрешения, если в них вносились изменения, а также документы, оформленные по результатам проведенных пусконаладочных работ с подключением объекта, оборудования к внешней тепловой сети (пп. «д», «е» п. 17 Правил).
Вопрос:
Предприятие взамен списанных технических устройств ввело в эксплуатацию новые технические устройства аналогичных параметров, необходимо ли перерегистрировать опасный производственный объект?
Ответ:
Если данные замены не ведут к изменению технологического процесса и не меняют характеристик и производительности объекта, то согласно подпункту 1.3 пункта 27 «Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471 предприятию достаточно внести изменения состав технических устройств в сведения, содержащиеся в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с «Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов», утвержденным приказом Ростехнадзора от 08.04.2019 № 140.
Вопрос:
Имеется ли у предприятия обязанность предоставлять полиса страхования опасных производственных объектов?
Ответ:
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 19.10.2011 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» страхователь обязан в течение пяти рабочих дней со дня заключения или изменения договора обязательного страхования направить его копию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своей компетенции функции по контролю и надзору в области безопасности соответствующих опасных объектов.
Вопрос:
Разъяснение необходимости проверки знаний при эксплуатации объекта теплоснабжения, теплопотребляющей установки
Ответ:
В соответствии с пунктами 2.3.14 - 2.3.25 «Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», утвержденных Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 и зарегистрированных Минюстом России от 02.04.22.3.14№ 4358 (далее – Правил).
Проверка знаний настоящих Правил, должностных и эксплуатационных инструкций производится:
- первичная - у работников, впервые поступивших на работу, связанную с обслуживанием энергоустановок, или при перерыве в проверке знаний более 3 лет;
- периодическая - очередная и внеочередная.
Очередная проверка знаний проводится не реже 1 раза в три года, при этом для персонала, принимающего непосредственное участие в эксплуатации тепловых энергоустановок, их наладке, регулировании, испытаниях, а также лиц, являющихся ответственными за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок, - не реже 1 раза в год. Время следующей проверки устанавливается в соответствии с датой последней проверки знаний. Если срок проверки знаний истекает во время отпуска или болезни работника, допускается продление этого срока на 1 месяц со дня выхода на работу. Решение о продлении срока действия удостоверения специально не оформляется. Внеочередная проверка знаний проводится независимо от срока проведения предыдущей проверки:
- при введении в действие новых или переработанных норм и правил;
- при установке нового оборудования, реконструкции или изменении главных технологических схем (необходимость внеочередной проверки в этом случае определяет руководитель организации);
- при назначении или переводе на другую работу, если новые обязанности требуют дополнительного знания норм и правил;
- при нарушении работниками требований нормативных актов по охране труда;
- по требованию органов государственного надзора;
- по заключению комиссий, расследовавших несчастные случаи с людьми или нарушения в работе тепловых энергоустановок;
- при перерыве в работе в данной должности более 6-ти месяцев.
Объем знаний для внеочередной проверки и дату ее проведения определяет руководитель организации с учетом требований настоящих Правил. Внеочередная проверка, проводимая по требованию органов государственного надзора, а также после происшедших аварий, инцидентов и несчастных случаев, не отменяет сроков очередной проверки по графику.
Внеочередная проверка знаний любого работника, связанная с нарушением им требований норм и правил, аварией, инцидентом в работе энергоустановок или несчастным случаем, может проводиться в комиссии органов государственного энергетического надзора.
В случае внесения изменений и дополнений в действующие правила внеочередная проверка не проводится, а они доводятся до сведения работников с оформлением в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте. Проверка знаний в организации осуществляется по графикам, утвержденным ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок. Работники, знания которых подлежат проверке, должны быть ознакомлены с утвержденным графиком проверок знаний. Перед очередной (внеочередной) проверкой знаний работников проводится предэкзаменационная подготовка (семинары, лекции, консультации и учебные мероприятия). Подготовка может проводиться в специализированных образовательных учреждениях или по месту работы.
Проверка знаний настоящих Правил у ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок, их заместителей, а также специалистов по охране труда, в обязанности которых входит контроль за эксплуатацией тепловых энергоустановок, проводится в комиссии органов государственного энергетического надзора. Для проведения проверки знаний персонала руководитель организации назначает постоянно действующую комиссию. Для организаций, не имеющих возможности для создания комиссии, проверка знаний может проводиться в комиссиях органов государственного энергетического надзора в соответствии с правилами работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации.
Представители органов государственного надзора по их решению могут принимать участие в работе комиссий по проверке знаний всех уровней. Результаты проверки знаний оформляются в журнале установленной формы и подписываются всеми членами комиссии. Персоналу, успешно прошедшему проверку знаний, руководителем организации выдается удостоверение. Для проверяемого, получившего неудовлетворительную оценку, повторная проверка знаний назначается в срок не позднее 1 месяца со дня проверки. Срок действия удостоверения для работника, получившего неудовлетворительную оценку, может быть продлен до срока, назначенного комиссией для второй проверки, если нет записанного в журнал проверки знаний специального решения комиссии о временном отстранении работника от работы на тепловых энергоустановках. Работник, получивший неудовлетворительную оценку при повторной проверке знаний, отстраняется от работы, связанной с обслуживанием тепловых энергоустановок.
Подготовка специалистов и рабочих для строящихся, расширяемых, реконструируемых и модернизируемых тепловых энергоустановок осуществляется с опережением сроков ввода этих объектов. При определении продолжительности подготовки учитываются теоретическое и практическое обучение (в том числе стажировка на действующих энергоустановках), участие в пусконаладочных работах вводимого оборудования объекта.
Вопрос:
О регистрации/снятии с учета сосудов, работающих под избыточным давлением, подъемных сооружений
Ответ:
По постановке на учет:
В соответствии с пунктом 224 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536 (далее - Правила), для постановки на учет оборудования под давлением эксплуатирующая это оборудование организация представляет в территориальный орган Ростехнадзора или иной федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области промышленной безопасности, если оборудование под давлением эксплуатируется на подведомственном данному органу опасном производственном объекте (далее – ОПО):
- заявление, содержащее информацию об эксплуатирующей организации с указанием места установки стационарного оборудования, места применения транспортабельного оборудования и планируемого периода его эксплуатации на указанном месте, а также места нахождения производственной площадки для ремонта и технического освидетельствования цистерн и планируемом регионе их применения;
- копии акта готовности оборудования под давлением к вводу в эксплуатацию и распорядительного документа о вводе его в эксплуатацию, а также реквизиты документации, подтверждающей соответствие оборудования требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании и статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- краткие сведения о подлежащем учету оборудовании, указанные в паспорте, в том числе: наименование или обозначение оборудования, год изготовления, организация-изготовитель, заводской номер (по системе нумерации изготовителя); основные технические характеристики, расчетные и рабочие (максимальные, номинальные, минимальные) параметры и условия работы оборудования, сведения о рабочей среде, расчетный срок службы, расчетный ресурс (для трубопроводов, котлов и их основных частей), расчетное количество пусков (для трубопроводов и котлов), максимальное количество циклов работы (если установлено) сосуда или заправок баллонов; сведения о дате и результатах проведения технического освидетельствования или экспертизы промышленной безопасности и сроках следующего технического освидетельствования и/или сроке безопасной эксплуатации (при наличии), указанном в выводах заключения экспертизы;
- комплект технической документации на русском языке (паспорт оборудования с приложением к нему чертежа (комплекта чертежей), руководства (инструкции) по эксплуатации, удостоверения (свидетельства) о качестве монтажа (для стационарно установленного оборудования), паспортов арматуры или иных идентифицирующих ее документов, паспортов предохранительных устройств оборудования, проверка готовности которого проводилась в случаях, предусмотренных пунктом 213 настоящих Правил, без участия уполномоченного представителя Ростехнадзора или иного федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, если оборудование под давлением эксплуатируется на поднадзорном данному органу ОПО.
Допускается представление указанного комплекта технической документации в виде заверенных эксплуатирующей организацией копий на бумажном носителе или в электронном виде.
Снятие с учета:
В соответствии с пунктом 226 Правил оборудование под давлением подлежит снятию с учёта в органах Ростехнадзора или ином федеральном органе исполнительной власти в области промышленной безопасности, если оборудование под давлением эксплуатировалось на подведомственном данному органу ОПО, в случаях его утилизации по причине невозможности дальнейшей эксплуатации или утраты признаков опасности, вызывающих необходимость учёта такого оборудования, а также в случае передачи оборудования для использования другой эксплуатирующей организации.
Снятие оборудования под давлением с учёта должно осуществляться на основании заявления эксплуатирующей организации, содержащего причину снятия с учёта с приложением копий документов, подтверждающих факт утилизации оборудования под давлением или утраты признаков опасности, вызывающих необходимость учёта такого оборудования, или факт передачи оборудования на законных основаниях другой организации.
При передаче другой эксплуатирующей организации оборудования под давлением передающая его организация: направляет в территориальный орган Ростехнадзора или иной федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности копии документов, содержащих основание и подтверждение факта передачи оборудования, и информацию об организации, которой передано оборудование (наименование, адрес электронной почты, номер телефона); производит запись в паспорт оборудования (в разделах, содержащих сведения об учетном номере, о местонахождении оборудования, назначении ответственных лиц, результатах технического освидетельствования) о прекращении его использования по факту передачи другой организации с указанием на необходимость соблюдения требований настоящих Федеральных норм и правил при дальнейшей эксплуатации оборудования.
Вопрос:
Разъяснение требований по регистрации/перерегистрации опасных производственных объектов и внесение изменений в сведения, характеризующие опасный производственный объект
Ответ:
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116- ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – ФЗ № 116-ФЗ) организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения указанного Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 ФЗ № 116-ФЗ к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности. Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116- ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к данному Федеральному закону.
В соответствии с Приложением 1, 2 ФЗ № 116-ФЗ, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, устанавливает класс опасности опасного производственного объекта.
Согласно пункту 5 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30.11.2020 № 471 (далее - Требования), регистрация опасных производственных объектов в государственном реестре осуществляется с целью их учета и присвоения им класса опасности.
Согласно пункту 6 Требований отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации в соответствии с Требованиями.
В соответствии с пунктом 7 Требований при осуществлении идентификации эксплуатирующей организацией должны быть выявлены все признаки опасности на объекте, учтены их количественные и качественные характеристики, а также учтены все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности, указанными в приложении 1 ФЗ № 116- ФЗ, позволяющие отнести такой объект к категории опасных производственных объектов.
В соответствии с пунктом 8 Требований при проведении идентификации эксплуатирующая организация осуществляет анализ:
- проектной документации (документации) объекта, с учетом внесенных изменений (при их наличии);
- обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случае, если такое обоснование разработано);
- декларации промышленной безопасности (в случае ее разработки);
- технологических регламентов (при наличии);
- генерального плана расположения зданий и сооружений;
- сведений о применяемых технологиях основных и вспомогательных производств;
- спецификации установленного оборудования;
- документации на технические устройства, применяемые на объекте;
- данных о количестве опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на объекте, а также на объектах, расположенных на расстоянии менее чем пятьсот метров от идентифицируемого объекта, независимо от того, эксплуатируются они одной организацией или разными организациями.
В соответствии с пунктом 9 Требований на основании данных, полученных в ходе идентификации объекта, а также проведенного анализа, указанного в пункте 8 настоящих Требований, эксплуатирующая организация формирует сведения, характеризующие опасный производственный объект.
В соответствии с пунктом 10 Требований при проведении идентификации учитывается, что к опасным производственным объектам относятся предприятие или его цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 ФЗ № 116-ФЗ. При проведении идентификации необходимо учитывать, что опасным производственным объектом не является отдельный механизм, оборудование (техническое устройство), емкость с опасным веществом, сосуд под избыточным давлением. Опасным производственным объектом является определенная площадка производства, на которой при осуществлении определенного вида деятельности применяется то или иное техническое устройство, есть обращение опасного вещества или горючей пыли.
В соответствии с пунктом 12 Требований правильность проведенной идентификации, присвоения наименования и установления класса опасности опасному производственному объекту проверяется Ростехнадзором (федеральными органами исполнительной власти, Госкорпорацией «Росатом») при осуществлении его регистрации в государственном реестре на основании данных, представленных эксплуатирующей организацией.
В соответствии с пунктом 20 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 08.04.2019 № 140, для регистрации опасного производственного объекта в Реестре заявитель прилагает к заявлению документы, содержащие сведения, необходимые для формирования и ведения Реестра.
При приобретении опасного производственного объекта, зарегистрированного в реестре опасных производственных объектов (далее - Реестр), эксплуатирующей организации необходимо в соответствии с пунктом 23 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденного приказом Ростехнадзора 08.04.2019 № 140, внести изменения в сведения, содержащиеся в Реестре, для этого необходимо в заявлении указать Код регистрационного действия 2.3.3.
Вопрос:
Разъяснение необходимости аттестации в области промышленной безопасности
Ответ:
В соответствии с пунктом 1 статьи 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее ФЗ № 116-ФЗ) работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте (далее - работники), в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности. Категории таких работников определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 14.1 ФЗ № 116-ФЗ первичная аттестация работников в области промышленной безопасности проводится не позднее одного месяца:
- при переводе на другую работу, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации;
- при заключении трудового договора с другим работодателем, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации.
Подпунктами а-д пункта 2 «Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2019 № 1365 (далее – Положение № 1365), определяются категории работников, которым необходимо проходить аттестацию в области промышленной безопасности.
Пунктами 4, 5 Положения № 1365 определяются категории работников, которым необходимо проходить аттестацию в ведомственных и территориальных аттестационных комиссиях.
В соответствии с пунктом 20 Положения № 1365 аттестационные комиссии организаций проводят аттестацию с применением средств Единого портала тестирования. Локальным нормативным актом организации могут быть установлены дополнительные формы проведения аттестации в аттестационной комиссии организации.
В соответствии с пунктом 28 функционирование Единого портала тестирования обеспечивает Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору или подведомственное ей федеральное государственное учреждение.
Вопрос:
Разъяснение требований о соответствии оборудования техническим регламентам Таможенного союза
Ответ:
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - ФЗ №116-ФЗ) обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, и формы оценки их соответствия указанным обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно пункту 1 статьи 7 Технического регламента Таможенного союза от 18.10.2011 № ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» (далее - ТР ТС 010/2011) машины и (или) оборудование, выпускаемые в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, подлежат оценке соответствия требованиям настоящего технического регламента.
Согласно пункту 37 Технического регламента Таможенного союза от 02.07.2013 № ТР ТС 032/2013 «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (далее - ТР ТС 032/2013) оборудование, выпускаемое в обращение на таможенной территории Союза, подлежит оценке (подтверждению) соответствия требованиям настоящего технического регламента.
Оценка (подтверждение) соответствия оборудования требованиям настоящего технического регламента проводится в форме государственного контроля (надзора) и в форме подтверждения соответствия.
Подтверждение соответствия оборудования требованиям настоящего технического регламента (далее - подтверждение соответствия) осуществляется путем:
а) сертификации аккредитованным органом по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия), включенным в единый реестр органов по оценке соответствия Союза;
б) декларирования соответствия на основании собственных доказательств и (или) доказательств, полученных с участием органа по сертификации или аккредитованной испытательной лаборатории (центра), включенной в единый реестр органов по оценке соответствия Союза.
Вопрос:
Разъяснение требований к проведению экспертизы промышленной безопасности
Ответ:
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – ФЗ № 116-ФЗ) экспертизе промышленной безопасности подлежат:
документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта;
документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;
технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 ФЗ № 116-ФЗ;
здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий;
декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности;
обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта.
В соответствии с пунктом 4 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 № 420 (далее – ФНП № 420), техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте, подлежит экспертизе (если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия указанного устройства обязательным требованиям):
- до начала применения на опасном производственном объекте;
- по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;
- при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;
- после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.
В соответствии с пунктом 4 ФНП № 420 здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе:
- в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией;
- в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения;
- после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;
- по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы.
В соответствии с пунктом 23 ФНП № 420 при проведении экспертизы устанавливается полнота и достоверность относящихся к объекту экспертизы документов, предоставленных заказчиком, оценивается фактическое состояние технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах. При оценке фактического состояния технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах допускается использование информации автоматизированных систем мониторинга их технического состояния.
Объем контроля зданий, сооружений и технических устройств устанавливается в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13 ФЗ № 116-ФЗ заключение экспертизы промышленной безопасности представляется ее заказчиком в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган, которые вносят в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности это заключение в течение пяти рабочих дней со дня его поступления. Заключение экспертизы промышленной безопасности может быть использовано в целях, установленных ФЗ № 116-ФЗ, исключительно с даты его внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ проектная документация объектов строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы.
|