Вопрос-ответ15.05.2025 Прошу дать разъяснения об обоснованности применения требований об обязательном наличии аттестованной технологии сварки для выполнения работ по приварки кабельных стоек, работы выполняются на опасном производственном объекте? Ответ: Согласно пункту 10.1.3 Свода правил 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции», утвержденному приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 25.12.2012 № 109/ГС, сварку и прихватку должны выполнять рабочие-сварщики, имеющие профессиональный диплом (удостоверение) сварщика и квалификационное удостоверение, подтверждающие право производства сварочных работ с указанием способов сварки и типов сварных соединений, выданное в соответствии с «Правилами аттестации сварщиков» для металлоконструкций и для арматуры, арматурных и закладных изделий железобетонных конструкций. В удостоверениях должна быть отметка о ежегодной переаттестации сварщиков. Сведения должны быть приведены в соответствующих разделах журнала сварочных работ. В соответствии с пунктом 9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Требования к производству сварочных работ на опасных производственных объектах», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.12.2020 № 519 (далее – Требования), сварщики и специалисты сварочного производства, выполняющие сварочные работы, должны обладать квалификацией, соответствующей видам выполняемых работ и применяемых при этом технологий сварки, и быть аттестованными для соответствующих способов сварки, видов конструкций, положений при сварке, основных и сварочных материалов. Процедуры аттестации должны осуществляться и оформляться с применением цифровых технологий, а содержание аттестационных документов должно быть доступно в электронном виде. На основании пункта 10 Требований сварщики и специалисты сварочного производства могут быть допущены к выполнению сварочных работ, указанных в действующих документах, выданных после прохождения аттестации на основании положительных результатов аттестационных испытаний, подтверждающих возможность выполнения сварочных работ аттестованным лицом в установленной области, независимыми аттестационными центрами, реализующими комплекс организационных и технических требований и методик аттестации сварочного производства, в целях обеспечения безопасной эксплуатации опасного производственного объекта. К независимым аттестационным центрам относятся юридические лица, осуществляющие процедуры аттестации сварочного производства, располагающие квалифицированным персоналом по технологиям сварки, применяемым на опасных производственных объектах, и оснащенные сварочным оборудованием и средствами контроля сварных соединений. В соответствии с пунктом 12 Требований сварочные работы должны выполнять организации или индивидуальные предприниматели, прошедшие процедуры проверки готовности к применению аттестованных технологий сварки на опасных производственных объектах. 15.05.2025 Прошу разъяснить допускается ли к техническому руководству работами на объекте ведения горных работ специалист, имеющий среднее профессиональное образование с квалификацией горный техник-технолог по специальности «21.02.15. Открытые горные работы», в должности горного мастера? Допускается ли назначение на должность горного мастера работник, имеющий среднее профессиональное образование с квалификацией горный техник-технолог по специальности «21.02.15. Открытые горные работы», без стажа работы на проходке горных выработок? Ответ: К техническому руководству горными работами на объектах ведения открытых горных работ допускаются лица, имеющие высшее или среднее специальное горнотехническое образование по специализации открытые горные работы. Требования к стажу работы правилами не установлены. В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Закона о недрах основным требованием по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, является, в том числе, допуск к работам лиц, имеющих специальную подготовку и квалификацию, а к руководству горными работами - лиц, имеющих соответствующее специальное образование. В соответствии с пунктами 29, 30 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых», утвержденных приказом Ростехнадзора от 08.12.2020 № 505, руководители и специалисты объектов, на которых осуществляется деятельность по ведению горных работ, переработке полезных ископаемых, строительству подземных сооружений должны иметь соответствующее образование. К техническому руководству работами на объектах ведения горных работ и переработки полезных ископаемых должны допускаться лица, имеющие высшее или среднее специальное соответствующее образование. Горнотехническое образование на шахтах, рудниках, приисках, карьерах, драгах, земснарядах, разрезах и объектах разработки недр, не связанных с добычей, необходимо иметь:
12.05.2025
Правила устанавливают обязательные требования по обеспечению готовности к отопительному периоду лицами, установленными ст. 20 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении». Порядок устанавливает правила проведения лицами, установленными ст. 20 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» оценки обеспечения готовности к отопительному периоду 12.05.2025 Вопрос: Кто разрабатывает план подготовки к отопительному периоду? Ответ: В соответствии с пунктом 3 приказа Минэнерго России от 13.11.2024 № 2234 «Об утверждении Правил обеспечения готовности к отопительному периоду и Порядка проведения оценки обеспечения готовности к отопительному периоду» план подготовки к отопительному периоду ежегодно разрабатывается и утверждается организационно-распорядительным документом: 1. Муниципального образования - не позднее 15 мая (при принятии решения муниципальным образованием об утверждении плана подготовки к отопительному периоду в соответствии с абзацем пятым пункта 2 Правил). 2. Теплоснабжающей и теплосетевой организации, а также владельцем тепловых сетей, не являющимся теплосетевой организацией, - не позднее 15 апреля. 3. Лицами, указанными в подпункте 1.3 (при принятии лицом решения о разработке и утверждении плана подготовки к отопительному периоду в соответствии с абзацем четвертым пункта 2 Правил), подпунктах 1.4 - 1.6 пункта 1 настоящих Правил, - не позднее 30 апреля. 12.05.2025 Вопрос: Где взять форму плана подготовки к отопительному периоду? Ответ: Правилами обеспечения готовности к отопительному периоду, утвержденными приказом Минэнерго России от 13.11.2024 № 2234 не предусмотрена форма плана. Вопрос: Паспорта тепловых пунктов, а также проектно-техническая документация на здание (сооружение) отсутствуют, каким образом исполнять показатель по данному пункту в приказе Минэнерго России от 13.11.2024 № 2234? Ответ: Согласно пункта 2.8.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» Утверждённых приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 г. № 115 (зарегистрированы в Минюсте России 02.04.2003 г. № 4358) (далее – ПТЭ ТЭ) при эксплуатации тепловых энергоустановок хранятся и используются в работе следующие документы: - генеральный план с нанесенными зданиями, сооружениями и тепловыми сетями; - утвержденная проектная документация (чертежи, пояснительные записки и др.) со всеми последующими изменениями; - акты приемки скрытых работ, испытаний и наладки тепловых энергоустановок и тепловых сетей, акты приемки тепловых энергоустановок и тепловых сетей в эксплуатацию; - акты испытаний технологических трубопроводов, систем горячего водоснабжения, отопления, вентиляции; - акты приемочных комиссий; - исполнительные чертежи тепловых энергоустановок и тепловых сетей; - технические паспорта тепловых энергоустановок и тепловых сетей; - технический паспорт теплового пункта; - инструкции по эксплуатации тепловых энергоустановок и сетей, а также должностные инструкции по каждому рабочему месту и инструкции по охране труда. Эксплуатация тепловых энергоустановок с нарушением требований ПТЭ ТЭ не допускается, эксплуатирующая организация должна принять все меры по ее восстановлению. 12.05.2025 Вопрос: На какие теплопотребляющие установки необходимо получать разрешение на допуск в эксплуатацию? Ответ: Получения разрешения на допуск в эксплуатацию требуют новые или реконструированные теплопотребляющие установки, при условии соответствии характеристик теплопотребляющей установки, установленных п. 36 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808. Разрешение на допуск в эксплуатацию теплопотребляющей установки осуществляется в соответствии с Правилами выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2021 № 85. 12.05.2025 Вопрос: Какие документы необходимо прикладывать к заявлению о проведении осмотра на допуск в эксплуатацию (временного разрешения) объекта теплоснабжения, теплопотребляющей установки? Ответ: В соответствии с п. 17 «Правил выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2021 № 85 (далее – Правила) для объекта теплоснабжения, теплопотребляющей установки к заявлению о выдаче разрешения на допуск прилагаются следующие документы: а) копии документов, подтверждающих полномочия лица, представляющего заявителя, а также владение допускаемым объектом на праве собственности или ином законном основании или земельным участком, на котором расположен допускаемый объект (в случае если права на допускаемый объект не зарегистрированы). В случае если соответствующие права зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, представление копий документов, подтверждающих владение на праве собственности или ином законном основании допускаемым объектом или земельным участком, не требуется, а в заявлении о выдаче разрешения на допуск указываются кадастровые номера допускаемого объекта или земельного участка. в) перечень документов, представление которых осуществляется в ходе осмотра допускаемого объекта: исполнительные схемы и профили участков сетей инженерно-технического обеспечения (для объекта теплоснабжения); инструкции по охране труда для оперативного, оперативно-ремонтного персонала допускаемого объекта; должностные инструкции оперативного, оперативно-ремонтного персонала по каждому рабочему месту; договор на эксплуатационное обслуживание, в том числе управление оборудованием объекта теплоснабжения, с эксплуатирующей организацией - при отсутствии у заявителя собственного эксплуатирующего персонала (на объекте представляются копии 1-го листа и листа с подписями сторон); перечень лиц оперативного и оперативно-ремонтного персонала, которым разрешено ведение оперативных переговоров и переключений; организационно-распорядительный документ о назначении ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию объекта теплоснабжения или теплопотребляющей установки и лица, его замещающего; организационно-распорядительные документы, подтверждающие наличие допуска к самостоятельной работе оперативного, оперативно-ремонтного персонала, ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию на допускаемом объекте; список имеющихся в наличии защитных средств в соответствии с правилами охраны труда; инструкции по эксплуатации в объеме технических решений, соответствующем заявлению о выдаче разрешения на допуск; журнал (оперативный, распоряжений, заявок на вывод оборудования в ремонт, для испытаний, технического диагностирования, проверки знаний, вводного инструктажа по охране труда электротехнического персонала, учета и содержания средств защиты, учета работ по нарядам и распоряжениям (на объекте представляется на бумажном носителе или в электронном виде); г) акт о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования подключаемого объекта к подаче тепловой энергии и теплоносителя в случае подключения (технологического присоединения) объекта теплоснабжения, теплопотребляющей установки к тепловым сетям, утвержденная программа прогрева и пуска в эксплуатацию объекта теплоснабжения (для объекта теплоснабжения), акты испытаний и опробования технических устройств, систем инженерно-технического обеспечения (индивидуальных испытаний оборудования и функциональных испытаний отдельных систем, не требующих подключения объекта, оборудования к внешней тепловой сети), документы, оформленные по результатам проведенных пусконаладочных работ с подключением объекта, оборудования к внешней тепловой сети (акты, протоколы пусконаладочных работ, в случае если их проведение требуется в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере теплоснабжения, а также документацией изготовителя), которые включаются также в перечень документов, предусмотренный подпунктом «в» настоящего пункта, при отсутствии заключения о соответствии построенного объекта проектной документации; д) копия документа, подтверждающего успешное проведение комплексного опробования в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в сфере теплоснабжения (при получении разрешения на допуск в эксплуатацию энергоустановки, в случае если ранее на вводимый объект выдавалось временное разрешение). е) акт о готовности оборудования, работающего под давлением, к вводу в эксплуатацию, оформленный в соответствии с федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности. В соответствии с п. 18 Правил к заявлению о выдаче временного разрешения прилагаются документы, указанные в подпунктах «а» - «г» (кроме документов, оформленных по результатам проведенных пусконаладочных работ с подключением объекта, оборудования к внешней тепловой сети) пункта 17 настоящих Правил. В случае если на объект теплоснабжения, теплопотребляющую установку было выдано временное разрешение, к заявлению о выдаче разрешения на допуск дополнительно к документам, предусмотренным подпунктами «в» и «г» пункта 17 настоящих Правил, прилагаются документы, представленные ранее при выдаче временного разрешения, если в них вносились изменения, а также документы, оформленные по результатам проведенных пусконаладочных работ с подключением объекта, оборудования к внешней тепловой сети, предусмотренные подпунктом «г» пункта 17 настоящих Правил. На основании вышеизложенного, к заявлению о выдаче временного разрешения прилагаются документы, указанные в пп. «а» - «г» п. 17 Правил (кроме документов, оформленных по результатам проведенных пусконаладочных работ с подключением объекта, оборудования к внешней тепловой сети). К заявлению о выдаче разрешения прилагаются документы, представленные ранее при выдаче временного разрешения, если в них вносились изменения, а также документы, оформленные по результатам проведенных пусконаладочных работ с подключением объекта, оборудования к внешней тепловой сети (пп. «д», «е» п. 17 Правил). 12.05.2025 Вопрос: Процедура декларирования безопасности гидротехнических сооружений? Ответ: В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 117- ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - ФЗ № 117) в состав требований, на основании которых осуществляется обеспечение безопасности гидротехнических сооружений (далее – ГТС), входит представление деклараций безопасности ГТС. Порядок разработки и представления на утверждение в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений (далее - орган государственного надзора) деклараций безопасности ГТС, а также критерии установления уровня безопасности гидротехнического сооружения устанавливаются Положением о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2020 г. № 1892 (далее - Положение о декларировании). В соответствии с п. 7 Положения о декларировании декларация безопасности представляется собственником гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организацией, а при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - декларант) в орган государственного надзора не реже одного раза в 5 лет. Декларация безопасности также представляется в течение 6 месяцев со дня обнаружения (фиксации) одного из следующих обстоятельств: - получение разрешения на ввод гидротехнического сооружения в эксплуатацию; - смена эксплуатирующей гидротехническое сооружение организации; - превышение одного или более значений критериев безопасности предельного уровня, установленных в декларации безопасности гидротехнического сооружения в соответствии с федеральными нормами и правилами в области безопасности гидротехнических сооружений. Действие положений настоящего пункта не распространяется на декларации безопасности гидротехнических сооружений IV класса. В соответствии с п. 6 Положения о декларировании к декларации безопасности прилагаются: а) сведения о гидротехническом сооружении, необходимые для формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений, форма представления которых утверждается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации; б) акт преддекларационного обследования гидротехнического сооружения, составленный комиссией по регулярному обследованию по форме, утверждаемой Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией; в) расчет вероятного вреда; г) критерии безопасности гидротехнического сооружения и пояснительная записка к ним. Обращаем внимание, что обязательным приложением к декларации безопасности ГТС, является также расчет вероятного вреда, определяемый в соответствии с Методикой определения оцененного в рублях размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц при аварии гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), утвержденной приказом Ростехнадзора от 15.11.2024 № 347. В соответствии со статьей 5 ФЗ № 117 исполнительные органы субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений согласовывают вероятный вред в части правильности определения величин, составляющих вероятный вред при аварии гидротехнического сооружения, в случае, если вероятный вред может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Кроме того, перед составлением и предоставлением декларации безопасности на утверждение в орган надзора декларант проводит преддекларационное обследование ГТС. В соответствии с п. 4 Положения о декларировании декларант при проведении преддекларационного обследования гидротехнического сооружения в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» формирует комиссию с обязательным участием представителей декларанта, органа государственного надзора и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. По итогам проведения преддекларационного обследования Комиссия в соответствии с п. 15 Формы акта преддекларационного обследования гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), утвержденной приказом Ростехнадзора от 21.02.2024 № 62, определяет необходимость (отсутствие необходимости) декларирования безопасности ГТС в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о безопасности ГТС. В случае определения Комиссией необходимости декларирования безопасности ГТС сооружения собственник и (или) эксплуатирующая организация разрабатывает декларацию безопасности ГТС и прилагаемые к ней документы. Обращаем внимание, что в случае отсутствия Расчета вероятного вреда участники обследования не смогут установить необходимость декларирования безопасности ГТС и данное обследование (в случае его проведения) необходимо будет проводить повторно. В соответствии с п. 8 Положения о декларировании орган государственного надзора рассматривает декларацию безопасности, прилагаемые к ней документы (далее - заявительные документы) и с учетом заключения экспертной комиссии по результатам рассмотрения этой декларации безопасности выносит решение о ее утверждении или об отказе в утверждении в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявительных документов в орган государственного надзора. Основаниями для отказа в утверждении декларации безопасности гидротехнического сооружения являются: - несоответствие декларации безопасности гидротехнического сооружения форме, установленной в соответствии с пунктом 3 настоящего Положения; - отсутствие в реестре заключений экспертных комиссий по декларациям безопасности гидротехнических сооружений записи о заключении экспертной комиссии по декларации безопасности этого гидротехнического сооружения; - непредставление документов, установленных пунктом 6 настоящего Положения; - представление декларантом в декларации безопасности гидротехнических сооружений и прилагаемых к ней документах информации, не соответствующей сведениям, получаемым на основании межведомственных запросов и контрольных (надзорных) мероприятий, а также сведениям, имеющимся в распоряжении органа государственного надзора; - представление декларации безопасности гидротехнических сооружений и прилагаемых к ней документов декларантом, не зарегистрированным в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, или запись о котором не внесена в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц. При утверждении декларации безопасности орган государственного надзора определяет срок ее действия с учетом уровня безопасности гидротехнического сооружения, установленного в соответствии с критериями согласно приложению: - при нормальном уровне безопасности – на 5 лет; - при пониженном уровне безопасности – на 4 года; - при неудовлетворительном уровне безопасности – на 3 года; - при опасном уровне безопасности – на 1 год. При утверждении декларации безопасности гидротехнического сооружения IV класса срок действия такой декларации безопасности не устанавливается. В соответствии с п. 8 Положения о декларировании Декларант вправе представить декларацию безопасности в орган государственного надзора в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». Порядок проведения государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнического сооружения, находящегося в эксплуатации, устанавливается Правилами проведения государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнического сооружения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2020 № 1892 (далее - Правила проведения государственной экспертизы). В соответствии с п. 3 Правил проведения государственной экспертизы государственная экспертиза декларации безопасности проводится экспертными комиссиями, формируемыми экспертными центрами, определяемыми органом государственного надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обращаем внимание, что согласно п. 5 Правил проведения государственной экспертизы целью государственной экспертизы декларации безопасности является установление полноты и достоверности сведений, указанных в декларации безопасности и прилагаемых к ней документах, в частности: - выявление степени опасности гидротехнического сооружения; - определение достаточности предусмотренных мер по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения и соответствия этих мер обязательным требованиям. В соответствии с п. 6 Правил проведения государственной экспертизы рассмотрение декларации безопасности, прилагаемых к ней документов и подготовка соответствующего заключения осуществляются экспертной комиссией, формируемой с этой целью экспертным центром, в срок не более 3 месяцев со дня представления заявителем в экспертный центр декларации безопасности с прилагаемыми к ней документами и оплаты счета за проведение экспертизы. В соответствии с п. 8 Правил проведения государственной экспертизы экспертный центр в срок, установленный пунктом 6 настоящих Правил, направляет заявителю и в орган государственного надзора заключение экспертной комиссии, оформленное в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений. Орган государственного надзора в течение 1 рабочего дня после получения заключения экспертной комиссии вносит сведения о нем в реестр заключений экспертных комиссий по декларациям безопасности. Запись в реестре заключений экспертных комиссий по декларациям безопасности является подтверждением наличия у заявителя государственной экспертизы декларации безопасности. 12.05.2025 Вопрос: Каким образом осуществляется постановка на учет подъемных сооружений? Ответ: В связи с изменениями, внесенными в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.11.2020 № 461 (далее – ФНП 461), с 01.09.2024 подъемные сооружения (далее – ПС) не подлежат учету в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности. В соответствии с п. 142 ФНП 461 регистрация опасного производственного объекта, где эксплуатируются ПС, должна выполняться в соответствии с Правилами регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. № 1371. Вопрос: Требуется ли получать лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности для эксплуатации паропередвижной установки ППУА 1600/100? Ответ: В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – ФЗ № 116) опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к ФЗ № 116, в том числе объекты, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: а) пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии); б) воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия; в) иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля. При этом паропередвижная установка ППУА 1600/100, смонтированная на автомобильном шасси, согласно определению статьи 1 ФЗ № 116 является техническим устройством, применяемым на опасном производственном объекте, а именно относится к одному из видов оборудования, работающего под избыточным давлением (котлы передвижных и транспортабельных установок, работающие под избыточным давлением пара более 0,07 МПа), при использовании которого на объектах должны соблюдаться требования Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (далее – ФНП ОРПД), утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116. Объект (площадка), на котором используется ППУА 1600/100, в силу положений пункта 2 приложения 1 к ФЗ № 116 обладает признаками опасного производственного объекта III класса опасности и в соответствии с пунктом 2 статьи 2 ФЗ № 116 подлежит регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов. Пунктом 1 статьи 9 ФЗ № 116 установлена обязанность организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты I, II и III классов опасности, иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации». 12.05.2025 Вопрос: Мостовые краны-штабелеры (п. 2 «б» и п. 3 «х») и краны-трубоукладчики (п. 2 «в» и п. 3 «ц») попадают под правила ФНП 461 или нет? Два вида этих кранов указаны как в пункте, в котором говорится, что правила распространяются, так и в пункте, что правила не распространяются? Ответ: Пунктом 3 ФНП 461 с 01.09.2024 определен перечень ПС, в число которых входят мостовые краны-штабелеры и краны-трубоукладчики, которые не являются составляющими ОПО, в связи с чем требования Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и ФНП по ПС на них не распространяются и Ростехнадзор не осуществляет за ними государственный контроль (надзор). Порядок безопасной эксплуатации указанных ПС устанавливается в соответствии с требованиями руководств (инструкций) по эксплуатации ПС. Также при эксплуатации таких ПС могут применяться некоторые положения ФНП по ПС (не содержащиеся в руководствах по эксплуатации), правила охраны труда и иные отраслевые правила и стандарты. Ответственность за обеспечение безопасной эксплуатации данных ПС возлагается на организацию их эксплуатирующую. 12.05.2025 Вопрос: Может ли владелец пассажирского лифта самостоятельно проводить ремонт лифтового оборудования? Ответ: Согласно пункту 3 «Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах (далее – объекты)», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2023 № 1744 (далее – Правила), «специализированная организация» – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предметом деятельности которых является выполнение одного или нескольких видов работ при осуществлении деятельности по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту, объектов (в том числе пассажирских лифтов). В соответствии с пунктом 17 Правил специализированная организация, осуществляющее выполнение указанных в пункте 16 настоящих Правил видов работ, должно обеспечить: - наличие в штате квалифицированного персонала; - выполнение работ по эксплуатации, в том числе по обслуживанию и ремонту, объекта в соответствии с руководством (инструкцией) по эксплуатации объекта; - выполнение прочих требований в соответствии с пунктом 17 Правил. Согласно пункту 16 Правил владелец объекта обеспечивает выполнение одного или нескольких видов работ по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту, объекта самостоятельно либо на основании соответствующего договора со специализированной организацией. Тем самым, организация - владелец лифта вправе самостоятельно обеспечивать выполнение одного или нескольких видов работ по эксплуатации, обслуживанию и ремонту объекта при выполнении требований пункта 17 Правил, в том числе путем обеспечения наличия в штате квалифицированного персонала. 12.05.2025 Вопрос: Какая предусмотрена форма заявления для постановки на учет в территориальном органе Ростехнадзора оборудования, работающего под избыточным давлением? Ответ: В соответствии с пп. «а» п. 224 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536 (далее – ФНП ОРПД) заявление для постановке на учет представляется в территориальный орган Ростехнадзора в свободной форме, содержащее информацию об эксплуатирующей организации с указанием места установки стационарного оборудования, места применения транспортабельного оборудования и планируемого периода его эксплуатации на указанном месте, а также места нахождения производственной площадки для ремонта и технического освидетельствования цистерн и планируемом регионе их применения. 12.05.2025 Вопрос: В случае передачи оборудования, работающего под избыточным давлением от монтажной организации (организация-застройщик) к эксплуатирующей организации, как необходимо вводить в эксплуатацию такое оборудование? Ответ: В соответствии с п. 214 ФНП ОРПД проверки, осуществляемые комиссией, проводятся: а) после монтажа оборудования, поставляемого отдельными деталями, элементами или блоками, окончательную сборку (доизготовление) которого с применением неразъёмных соединений производят при монтаже на месте его установки (использования); б) после монтажа оборудования под давлением, подтверждение соответствия которого не предусмотрено ТР ТС 032/2013; в) после реконструкции (модернизации) или ремонта с заменых основных элементов оборудования (за исключением случаев, указанных в подпункте «г» пункта 213 настоящих ФНП); г) при передаче ОПО и (или) оборудования под давлением, находившегося в эксплуатации в его составе, для использования другой эксплуатирующей организации. При передаче ОПО с оборудованием под давлением в его составе для использования другой эксплуатирующей организации (в случае, установленном в подпункте «г» настоящего пункта ФНП) комиссия проверяет организацию надзора за эксплуатацией оборудования под давлением на ОПО, а также результаты проверки готовности оборудования к пуску в работу и его фактическое состояние, которые в этом случае проводятся ответственным за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования, совместно с ответственным (ответственными) за исправное состояние и безопасную эксплуатацию. Однако, если монтажная организация (организация-застройщик) ввела оборудование, работающее под избыточным давлением в соответствии с пп. «а» п. 214 ФНП ОРПД, то в случае передачи такого оборудования к другой эксплуатирующей организации необходимо руководствоваться пп. «г» п. 214 ФНП ОРПД, т.е. ввод оборудования осуществляется ответственным за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования, совместно с ответственным (ответственными) за исправное состояние и безопасную эксплуатацию. В случае, если монтажная организация (организация-застройщик) не вводила оборудование, работающее под избыточным давлением в соответствии с п. 214 ФНП ОРПД, тогда ввод оборудования новой эксплуатирующей организацией осуществляется в соответствии с пп. «а» п. 214 ФНП ОРПД. 15.04.2025 Какой порядок подачи документов для прохождения аттестации в области промышленной безопасности для физического лица? Ответ: Пройти аттестацию физическому лицу в территориальных аттестационных комиссиях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору не представляется возможным. Положением об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики (далее – аттестация), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 2023 г. № 13 (далее - Положение) установлен порядок проведения аттестации и категории работников, проходящих аттестацию. В соответствии с пунктом 2 Положения аттестацию проходят: должностные лица, на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, эксплуатационного контроля и контроля за показателями состояния гидротехнических сооружений, авторского надзора в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений; члены аттестационных комиссий и руководители организаций. В соответствии с п. 17 Положения для проведения аттестации организация и индивидуальный предприниматель представляет в соответствующий территориальный орган Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору заявление об аттестации по установленной форме.
15.04.2025 Прошу разъяснить подлежит ли вводу в эксплуатацию вновь смонтированный индивидуальный или автоматизированный тепловой пункт в органе государственного энергетического надзора, если тепловой пункт работает в графике 95/70 и с рабочим давлением 1 мПа? Ответ: Новые или реконструированные теплопотребляющие установки требуют получения разрешения на допуск при условии соответствии характеристик теплопотребляющей установки, установленных п. 36 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808. В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 190 «О теплоснабжении» (далее – ФЗ № 190) подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 № 2115 (далее – Постановление № 2115). Согласно п. 23 Постановления № 2115 подача тепловой энергии и теплоносителя на объект заявителя осуществляется после получение заявителем временного разрешения органа федерального государственного энергетического надзора для проведения испытаний и пусконаладочных работ в отношении подключаемых объектов теплоснабжения и (или) теплопотребляющих установок. Разрешение на допуск в эксплуатацию теплопотребляющей установки осуществляется в соответствии с Правилами выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2021 № 85 (далее – Правила). Согласно п. 4 Приложения № 3 Правил оборудованием, в отношении которого возможно проведение осмотра, является теплопотребляющая установка - оборудование и компоненты устройства, предназначенного для использования тепловой энергии (теплоносителя) для нужд потребителя тепловой энергии. В соответствии с ч. 1 ст. 2 ФЗ № 190 теплопотребляющая установка - устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловой энергии. 14.03.2025 Каким документом (по наряду или распоряжению), необходимо оформлять выполнение работ на работающем электрооборудованию по вибродиагностическому обследованию электродвигателей 6-10 кВ? Можно ли выполнять вибродиагностическое обследование электродвигателей 6-10кВ находящихся в работе единолично административно-техническому персоналу? Ответ: Вибродиагоностическое обследование не относят к работам в действующих электроустановках или их испытаниям, согласно ГОСТ Р 56542-2019 Контроль неразрушающий, классификация видов и методов, утвержденного приказом Росстандарта от 30.10.2019г. № 1071-ст. Различные методы вибродиагоностического обследования относятся к неразрушающему контролю. В соответствии с п. 27.8 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Минтруда России от 15.12.2020 №903н (далее - Правил), работу на вращающемся электродвигателе без соприкосновения с токоведущими и вращающимися частями разрешается проводить по распоряжению. В соответствии с п. 7.2 Правил распоряжение отдается производителю работ и допускающему. В электроустановках, не имеющих местного оперативного персонала, в тех случаях, когда допуск к работам на рабочем месте не требуется, распоряжение отдается непосредственно работнику, выполняющему работу. 14.03.2025 Прошу Вас пояснить, распространяются ли требования главы III Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления» (утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 531) на опасные производственные объекты газотурбинных электростанций (ГТЭС) с давлением природного газа до 1,2 МПа включительно? Ответ: Главой III ФНП № 531 установлены требования, распространяющиеся на газопроводы (трубопроводы и соединительные детали), технические и технологические устройства сетей газораспределения и газопотребления ТЭС с давлением природного газа до 1,2 МПа включительно. В соответствии с разделом 11 Приложение 1 «Требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов», утвержденным приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471, в составе объекта «сеть газопотребления» учитываются наружные и внутренние газопроводы организации с учетом разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности, площадки газифицированных котельных и их оборудование, газораспределяющее оборудование, а также газовая часть газопотребляющего оборудования и установок, газовых турбин, технологических линий в зданиях и сооружениях на территории организации. Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 531 (далее – ФНП № 531), установлены требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, случаев производственного травматизма на опасных производственных объектах газораспределения и газопотребления. Требования ФНП № 531 распространяются на опасный производственный объект (далее – ОПО) сетей газораспределения и газопотребления (в том числе сети газопотребления тепловых электрических станций (далее – ТЭС), газотурбинных установок (далее – ГТУ) и парогазовых установок (далее – ПГУ), и предназначены для применения при эксплуатации (включая техническое обслуживание, техническое диагностирование, текущий и капитальный ремонт, техническое перевооружение), реконструкции, консервации и ликвидации данных ОПО. 14.02.2025 Может ли заместитель руководителя организации совмещать функции председателя комиссии, если он одновременно аттестован и имеет необходимую группу по электробезопасности? Нужно ли председателю, заместителю председателя и двум членам центральной постоянно действующей комиссии дополнительно проходить проверку знаний у руководителя (заместителя руководителя)? Может ли главный энергетик быть заместителем руководителя организации (по направлению)? Ответ: В соответствии с п. 52 Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от 22.09.2020 № 796 (далее - Правила) в отношении председателя, заместителя председателя и двух членов центральной постоянно действующей комиссии по проверке знаний организации, определенных организационно-распорядительным документом организации, проверка знаний проводится руководителем или заместителем руководителя организации, прошедшим аттестацию по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики в соответствии с нормативными правовыми актами по вопросам аттестации, за исключением случаев, если в отношении указанных лиц в соответствии с пунктом 41 Правил предполагается присвоение (подтверждение) группы по электробезопасности. Остальные члены центральной постоянно действующей комиссии по проверке знаний организации должны проходить проверку знаний в центральной постоянно действующей комиссии организации. В соответствии с пунктом 49_1 Правил проверка знаний проводится в комиссиях организации, определение состава и формирование которых осуществляются в соответствии с пунктами 50, 51, 54 и 58 Правил. В соответствии с пунктом 53 Правил председатель, заместители председателя и не менее двух членов постоянно действующей комиссии по проверке знаний филиала, представительства, структурного подразделения организации должны проходить проверку знаний в вышестоящей комиссии по проверке знаний, созданной в организации. Проверка знаний остальных членов постоянно действующей комиссии по проверке знаний филиала, представительства, структурного подразделения организации должна проводиться в постоянно действующей комиссии по проверке знаний такого филиала, представительства, структурного подразделения. В соответствии с п.10 Правил проверка знаний должна проводиться у следующих категорий персонала: административно-технического, диспетчерского, оперативного и оперативно-ремонтного, ремонтного и вспомогательного персонала. В соответствии с п. 11 Правил в отношении ответственного за электрохозяйство потребителя электрической энергии и его заместителей должны проводиться обязательные формы работы с персоналом и мероприятия по подготовке персонала, указанные в пункте 7 и подпункте "а" пункта 10 Правил в отношении административно-технического персонала. В случае если ответственному за электрохозяйство потребителя электрической энергии или его заместителям предоставлены полномочия оперативного персонала, оперативно-ремонтного персонала, на таких лиц распространяются требования, установленные Правилами для оперативного, оперативно-ремонтного персонала. 14.02.2025 Какими нормативными документами регламентируются границы технологического трубопровода? Ответ: В соответствии с пунктом 9 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасной эксплуатации технологических трубопроводов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 21.12.2021 № 444 (далее - ФНП № 444), все работы, связанные со строительством, реконструкцией, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, включая монтаж, наладку и утилизацию трубопроводов, применяемых на опасном производственном объекте, должны осуществляться на основании, соответственно, проектной документации, документации на техническое перевооружение, документации на консервацию или ликвидацию (далее - проекта), разработанной организацией, имеющей в соответствии со статьей 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 №190-ФЗ (ред. от 26.12.2024) право проведения указанных работ, с учетом требований законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности, технического регулирования и законодательства о градостроительной деятельности. Проведение работ, связанных с восстановлением работоспособного (исправного) состояния технологических трубопроводов, допускается осуществлять согласно действующему проекту, разработанному для строительства, реконструкции или технического перевооружения опасного производственного объекта, в состав которого входят данные технологические трубопроводы. Отклонения от проекта не допускаются. Согласно требований пункта 10 ФНП № 444, организации, осуществляющие эксплуатацию технологических трубопроводов, должны обеспечить безопасные условия эксплуатации и контроль работы технологических трубопроводов, своевременность и качество проведения освидетельствований и ремонтов, технического диагностирования и обследования в соответствии с требованиями настоящих Правил и законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности. Организации, эксплуатирующие технологические трубопроводы, должны иметь необходимые нормативно-технические документы и эксплуатационную документацию, определяющие порядок и условия безопасного ведения производственных процессов, действия персонала в аварийных ситуациях и при выполнении ремонтных работ. Изменения в проекте, потребность в которых выявляется в процессе изготовления, монтажа, реконструкции и ремонта технологических трубопроводов, в том числе замена материала, деталей, изменение категории технологического трубопровода и другие изменения, оказывающие влияние на безопасное (работоспособное) состояние технологического трубопровода, его элементов и (или) оборудования, в состав которого включены технологические трубопроводы, должны согласовываться с разработчиком проекта или, при объективной невозможности обращения к разработчику проекта (например, по причине ликвидации юридического лица), с другой проектной организацией, имеющей в соответствии с пунктом 9 ФНП № 444 право на проведение указанной работы. По существу вопроса, для организации работ по оформлению итоговой документации на технологические трубопроводы, Управление рекомендует руководствоваться требованиями п.199 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 №536, согласно которому организация, производившая монтаж трубопровода, на основании комплекта исполнительной документации должна разработать исполнительную схему (чертеж) трубопровода, прикладываемую к удостоверению (свидетельству) о качестве монтажа, на которой должны быть указаны: а) сведения о материалах (с указанием марки материала и наименования стандарта или технических условий в соответствии с которыми они были произведены), наружные диаметры, толщины труб и деталей из труб, длину трубопровода; б) расположение опор, компенсаторов, подвесок, арматуры, приборов (располагаемых непосредственно на трубопроводе), фильтров, воздушников и дренажных устройств; в) расположение сварных соединений (при их наличии) с раздельным обозначением сварных соединений, выполняемых при монтаже трубопровода и выполняемых в организации - изготовителе элементов трубопровода; г) расположение указателей для контроля тепловых перемещений с указанием проектных величин перемещений, устройств для измерения ползучести (для трубопроводов, которые работают при температурах, вызывающих ползучесть металла); д) границы (пределы) трубопровода и направление движения рабочей среды. При этом в качестве границ трубопровода проектной (рабочей) конструкторской документацией могут быть приняты запорная арматура, предохранительные и другие устройства, отделяющие (дистанцирующие) трубопровод на входе и выходе от подключенных к нему оборудования и (или) трубопроводов. В качестве границ (условных линий), условно разделяющих отдельные трубопроводы между собой и оборудованием, проектом могут быть определены неразъемные или разъемные соединения, либо проекции фундамента или стены здания (сооружения) при отделении внутренних систем трубопроводов от наружных сетей. 14.02.2025 Какой цвет применять для открыто проложенных заземляющих проводников при проектировании и в процессе эксплуатации электроустановок? Ответ: В соответствии с п. 1.1.1 Правила устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 8 июля 2002 г. № 204 (далее - Правила) распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки постоянного и переменного тока напряжением до 750 кВ. Требования настоящих Правил рекомендуется применять для действующих электроустановок, если это повышает надежность электроустановки или если ее модернизация направлена на обеспечение требований безопасности, которые распространяются на действующие электроустановки. По отношению к реконструируемым электроустановкам требования настоящих Правил распространяются лишь на реконструируемую часть электроустановок. В соответствии с п. 1.1.29 Правил для цветового и цифрового обозначения отдельных изолированных или неизолированных проводников должны быть использованы цвета и цифры в соответствии с ГОСТ Р 50462 «Идентификация проводников по цветам или цифровым обозначениям». Проводники защитного заземления во всех электроустановках, а также нулевые защитные проводники в электроустановках напряжением до 1 кВ с глухозаземленной нейтралью, в т.ч. шины, должны иметь буквенное обозначение РЕ и цветовое обозначение чередующимися продольными или поперечными полосами одинаковой ширины (для шин от 15 до 100 мм) желтого и зеленого цветов. Нулевые рабочие (нейтральные) проводники обозначаются буквой N и голубым цветом. Совмещенные нулевые защитные и нулевые рабочие проводники должны иметь буквенное обозначение PEN и цветовое обозначение: голубой цвет по всей длине и желто-зеленые полосы на концах. п. 1.7.15 Правил заземлитель - проводящая часть или совокупность соединенных между собой проводящих частей, находящихся в электрическом контакте с землей непосредственно или через промежуточную проводящую среду. п. 1.7.16 Правил искусственный заземлитель - заземлитель, специально выполняемый для целей заземления. п. 1.7.17 Правил естественный заземлитель - сторонняя проводящая часть, находящаяся в электрическом контакте с землей непосредственно или через промежуточную проводящую среду, используемая для целей заземления. п. 1.7.18 Правил заземляющий проводник - проводник, соединяющий заземляемую часть (точку) с заземлителем. п. 1.7.29 Правил защитное заземление - заземление, выполняемое в целях электробезопасности. п. 1.7.30 Правил рабочее (функциональное) заземление - заземление точки или точек токоведущих частей электроустановки, выполняемое для обеспечения работы электроустановки (не в целях электробезопасности). п. 1.7.35 Правил нулевой рабочий (нейтральный) проводник (N) - проводник в электроустановках до 1 кВ, предназначенный для питания электроприемников и соединенный с глухозаземленной нейтралью генератора или трансформатора в сетях трехфазного тока, с глухозаземленным выводом источника однофазного тока, с глухозаземленной точкой источника в сетях постоянного тока. В соответствии с п. 613 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от 4 октября 2022 года № 1070 заземляющие проводники должны быть предохранены от коррозии. Открыто проложенные заземляющие проводники должны иметь черную окраску. 14.02.2025 Предприятие планирует открыть склад соляной кислоты. Соляная кислота какой концентрации не является опасным веществом? Ответ: Согласно пунктам 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ), опасными производственными объектами в соответствии с Федеральным законом№ 116-ФЗ являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Согласно примечаниям, к Федеральному закону № 116-ФЗ для опасных веществ, не указанных в таблице 1 приложения 2 Федерального закона № 116-ФЗ, применяются данные, содержащиеся в таблице 2 данного приложения. Согласно Приложению 1 Федерального закона № 116-ФЗ токсичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеют следующие характеристики: - средняя смертельная доза при введении в желудок от 15 миллиграммов на килограмм до 200 миллиграммов на килограмм включительно; - средняя смертельная доза при нанесении на кожу от 50 миллиграммов на килограмм до 400 миллиграммов на килограмм включительно; - средняя смертельная концентрация в воздухе от 0,5 миллиграмма на литр до 2 миллиграммов на литр включительно. высокотоксичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики: - средняя смертельная доза при введении в желудок не более 15 миллиграммов на килограмм; - средняя смертельная доза при нанесении на кожу не более 50 миллиграммов на килограмм; - средняя смертельная концентрация в воздухе не более 0,5 миллиграмма на литр. В соответствии с разделом 2а Государственного стандарта № 3118-77 «Реактивы. Кислота соляная. Технические условия», соляная кислота относится к веществам III-го класса опасности в соответствии с Государственным стандартом № 12.1.007-76 «Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности», указаны следующие критерии опасности соляной кислоты: - воздействие на организм человека. Предельно допустимая концентрация хлористого водорода в воздухе рабочей зоны — 5 мг/м3. При попадании на кожу соляная кислота вызывает сильные химические ожоги, а попадание в глаза грозит полной потерей зрения. Пары хлороводорода, образующиеся при взаимодействии с воздухом концентрированной соляной кислоты, раздражают слизистые оболочки и дыхательные пути. - ущерб для окружающей среды. В случаях утечки или разлива соляная кислота может нанести вред окружающей среде: выделение паров вещества в атмосферный воздух в количествах, превышающих санитарно-гигиенические нормативы, может повлечь отравление всех живых организмов, а также появление кислотных осадков, которые могут привести к изменению химических свойств почвы и воды. В соответствии с пунктом 3.4 Межгосударственного стандарта № 30333-2007 «Паспорт безопасности химической продукции» организация, ответственная за представление химической продукции на рынке (изготовитель, поставщик, импортер или продавец), обязана бесплатно обеспечить потребителя паспортом безопасности. В соответствии с пунктом 4.1 межгосударственного стандарта информация в паспорте безопасности излагается в следующих разделах, расположенных в определенном порядке: 1) Идентификация химической продукции и сведения о производителе или поставщике; 2) Идентификация опасности (опасностей); 3) Состав (информация о компонентах); 4) Меры первой помощи; 5) Меры и средства обеспечения пожаровзрывобезопасности; 6) Меры по предотвращению и ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций и их последствий; 7) Правила хранения химической продукции и обращения с ней при погрузочно-разгрузочных работах; 8) Средства контроля за опасным воздействием и средства индивидуальной защиты; 9) Физико-химические свойства; 10) Стабильность и реакционная способность; 11) Информация о токсичности; 12) Информация о воздействии на окружающую среду; 13) Рекомендации по удалению отходов (остатков); 14) Информация при перевозках (транспортировании); 15) Информация о национальном и международном законодательстве; 16) Дополнительная информация. Таким образом, при отнесении соляной кислоты (различной концентрации) к критериям опасности, следует руководствоваться непосредственно паспортом безопасности с учетом требований Межгосударственного стандарта № 30333-2007, а также критериями, указанными в Федеральном законе № 116-ФЗ, с последующей идентификацией и регистрацией потенциального опасного производственного объекта, в соответствии с действующим законодательством при необходимости 15.01.2025 Какими документами регламентируется временная приостановка деятельности объекта (Участок извлечения золота с гидрометаллургический способом обогащения с применением цианидов II класс опасности), без его консервации (ликвидации), в связи с отсутствием спроса на добываемое сырье или иными экономическими причинами на срок до 6 месяцев? Ответ: Временная приостановка деятельности объекта (в том числе по причине отсутствия спроса на добываемое сырье) не предусмотрена как Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ), так и другими нормативно-техническими документами. В случае временной невозможности или нецелесообразности дальнейшей эксплуатации опасного производственного объекта эксплуатирующей организацией осуществляется консервация объекта. В соответствии со статьей 8 Федерального закона № 116-ФЗ консервация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном настоящим Федеральным законом № 116-ФЗ, с учетом законодательства о градостроительной деятельности. Документация на консервацию опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности. Ведение работ по консервации опасного производственного объекта не допускается в отсутствие положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, зарегистрированного в установленном порядке. В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения указанного Федерального закона № 116-ФЗ, а также Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности. В соответствии со статьей 17 Федерального закона № 116-ФЗ лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 15.01.2025 Приказом руководителя в нашей организации создана комиссия по электробезопасности из 5 человек, относящихся к административно-техническому персоналу. Три члена комиссии аттестованы в Ростехнадзоре с присвоением группы допуска по электробезопасности – V (председатель комиссии и два члена комиссии). Просим разъяснить, могут ли оставшиеся два члена комиссии быть аттестованы на месте этими тремя членами комиссии? Ответ: В соответствии с пунктом 53 Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от 22.09.2020 № 796 председатель, заместители председателя и не менее двух членов постоянно действующей комиссии по проверке знаний филиала, представительства, структурного подразделения организации должны проходить проверку знаний в вышестоящей комиссии по проверке знаний, созданной в организации. Проверка знаний остальных членов постоянно действующей комиссии по проверке знаний филиала, представительства, структурного подразделения организации должна проводиться в постоянно действующей комиссии по проверке знаний такого филиала, представительства, структурного подразделения. |